Странники

Странники

Большие надежды

Оправдает ли их «ИВЕКО-Стрэйлис»?
«ИВЕКО» — безоговорочный лидер белорусского рынка тяжелой техники. Неудивительно, что новое поколение грузовиков «ИВЕКО-Стрэйлис» стало доступно в Беларуси гораздо раньше, чем в России и других странах СНГ. В середине апреля состоялась презентация нового поколения грузовиков.

Помимо знакомства с технической начинкой «Стрэйлиса», каждый желающий при наличии соответствующей категории в водительском удостоверении мог попробовать новый трак в деле.

Испытания проходили на 10-километровом участке Брестского шоссе неподалеку от Мотеля. Для тест-драйва мы специально попросили первый «Стрэйлис», который зашел в Беларусь еще в марте. За это время трак «намотал» не одну тысячу километров как по европейским автобанам, так и по белорусским дорогам, не отличающимся идеальным покрытием. Наверняка водителю этого грузовика есть что сказать о детских болезнях и возможных недоработках «Стрэйлиса», которые первое время после начала производства свойственны всем новым автомобилям. Однако вопреки ожиданиям, репутация нашего трака оказалась безупречной.

Новый «фэйс»

По большому счету, назвав кабину новой, итальянцы слукавили. Скорее, речь идет о косметическом марафете. Каркас кабины остался прежним. Да и в профиле «Стрэйлиса» легко угадываются черты его предшественника «ЕвроСтар». Дизайнеры студии Гварнелли большее внимание уделили переделке передней облицовки. Причем в основу нового «фэйса» «Стрэйлиса» был положен не броский дизайн, а функциональность.

В новый стеклопластиковый нижний пояс встроены ступеньки и новая светотехника. Интересно, что фары и «поворотники» выполнены не в едином блоке, как на «Вольво FH» нового поколения или обновленном «Магнуме», а раздельно. Случись что, замена такой светотехники обойдется дешевле. Ступеньки в бампере покрыты прорезиненным покрытием. Большие прорези в облицовке радиатора лучше охлаждают радиатор. Снизу юбку кабины окаймляет ударопрочный пластик, который способен выдержать несильные удары о бордюрный камень при маневрировании и парковке. Только за одни боковые дефлекторы водители скажут спасибо дизайнерам «ИВЕКО». Такой нехитрый аэродинамичный прием позволяет уводить в сторону потоки грязи, которые подымают колеса идущих впереди автомобилей. В результате двери «Стрэйлиса» остаются чистыми. Сама же кабина «Эктив Спейс» благодаря сдвигаемому боковому оперению и высокой крыше стала более обтекаемой.

Но поспешим заглянуть внутрь кабины нового трака, ибо там скрывается, пожалуй, самое интересное «Стрэйлиса». Разработка и постановка на конвейер новой кабины обошлась итальянцам в 90 миллионов долларов, причем львиная доля из них потрачена на интерьер.

Трансформер

Беглого взгляда будет достаточно, чтобы сказать, что итальянцы потратили деньги не зря. «Стрэйлис» получил абсолютно новый интерьер. От былой угловатости, скрипучего пластика и плохой подгонки панелей не осталось и следа.

С трудом прощемившись на водительское кресло, первым делом стал искать «педальку» регулировки рулевой колонки. Однако привычное место дислокации оной на автомобилях «ИВЕКО» оказалось пусто. Ситуацию прояснил драйвер. Оказывается, ларчик просто открывался: на полу есть небольшая кнопочка, нажав на которую ногой, можно подстроить рулевую колонку и баранку «под себя».

Водительское сиденье на пневмоподвеске и с имитацией боковой поддержки стало еще комфортнее. Только спинка кресла имеет три регулировки. Баранка уменьшилась в диаметре. Обод колеса стал толще. На нем появились специальные выемки под хват руки. А на подушку рулевого колеса вынесены клавиши управления мобильным телефоном и аудиосистемой.

Приборная панель развернута в сторону драйвера. Самое существенное изменение — многофункциональный щиток приборов с дисплеем бортового компьютера посередине. Ближе к драйверу перебрался кран стояночного тормоза. Немного правее рулевого колеса появился небольшой кармашек — в самый раз для мобильного телефона или письменных принадлежностей. В центральной панели «Стрэйлиса» предусмотрен даже вывод сжатого воздуха, чтобы пылесосить кабину.

Магнитола или CD-проигрыватель (в нашем исполнении) остались на уровне головы водителя. Над лобовым стеклом появилось множество ящичков и бардачков. В стандартную комплектацию «Стрэйлиса» теперь входит небольшой холодильник. Пол в кабине практически ровный, а внутренняя высота кабины около спальника достигает почти 2 метров.

По вполне понятным причинам комплектация грузовика оказалась не самая навороченная. Вместо джойстика автоматической коробки «ЕвроТроник», консоль которой поворачивается вокруг своей оси на 180 градусов, в нашем траке стоял рычаг обычной механической КПП. Место монитора навигационной системы — девственно чисто (на дорогах стран СНГ она все равно не работает). Впрочем, и здесь есть много вкусного.

«Стрэйлис» доступен с несколькими вариантами спального отсека. Стандарт — два кресла и цельный нижний спальник. Но поскольку около 80% международных автоперевозок сегодня выполняется водителями-одиночками, компании предлагают кабины и в исполнении Single. Всего предусмотрено три опционных варианта.

Первый рассчитан на поездки с небольшим плечом. В таком исполнении кресло сменщика и верхний спальник отсутствуют, а нижняя полка трансформируется в две банкетки и раскладной столик для трапезы. Второй предназначен для дальних поездок, которые выполняет один водитель. В таком исполнении в дополнение к перечисленной «мебели» монтируется верхний спальник. Третий — для двух драйверов (то же оборудование плюс сиденья «штурмана»). Кроме того, концепция интерьера оказалась настолько гибкой, что без проблем можно перейти от одного исполнения спального отсека к другому. Например, на нашем грузовике стояли два кресла, раскладывающаяся на две банкетки и столик нижняя полка и полноразмерный верхний спальник.

Инженерные «примочки»

Главное новшество под кабиной — ее крепление. Поскольку кабина «Стрэйлиса» прибавила в весе, конструкторам пришлось вносить коррективы в ее подвеску: передние точки крепления четырехточечной пневмоподвески разнесли по ширине на 30 см, а стабилизатор стал толще. Эти изменения позволили убрать боковую раскачку, чем грешил «ЕвроСтар».

Под кабину «Стрэйлиса» устанавливают хорошо знакомые по грузовикам «ЕвроТех/ЕвроСтар» 10- и 13-литровые моторы семейства «Курсор», «изюминкой» которых является турбокомпрессор с изменяемой геометрией. Правда, для «Стрэйлиса» итальянские мотористы предложили более широкую линейку двигателей. Новинка — 540-сильный агрегат, полученный путем форсировки мотора «Курсор 13» мощностью 480 л.с.

Полный «автомат» «ЕвроТроник» — это дорогое удовольствие, поэтому на белорусский рынок, скорее всего, будут поступать преимущественно «Стрэйлисы» с 16-ступенчатой коробкой «СервоШифт».

В стандартную комплектацию «Стрэйлиса» входят дисковые тормоза. Трак может быть оборудован круиз-контролем или трансмиссионным ретардером, а при желании в комплектацию можно забить и мощный моторный тормоз «Турбо Брэйк».

«Стрэйлис» — первый автомобиль «ИВЕКО», все функции управления которого завязаны на электронные блоки. В системе трака предусмотрен интерфэйс для передачи данных на бортовой компьютер, который используется как для диагностики и ремонта грузовика, так и для сбора информации об эксплуатационных показателях тягача. С увеличением концентрации электроники итальянцы значительно сократили количество электрических разъемов, реле и предохранителей. Работой всех систем управляет центральный бортовой компьютер, связанный мультиплексной шиной CAN с отдельными электронными блоками в единую сеть. Кстати, эта линия представляет собой всего два провода, которые проходят по всей длине рамы.

Перечисленные изменения позволили продлить межсервисный пробег «Стрэйлиса». Интервал между сменой масла в Западной Европе колеблется в пределах от 100 до 150 тысяч км (в двигатели семейства «Курсор» заливают синтетическое моторное масло). Ходимость тормозных накладок увеличена до 400 тысяч км. До 750 тысяч км увеличен ресурс тормозных дисков. А диск сцепления «автомата» «ЕвроТроник» выхаживает до 800 тысяч км. Примечательно, что, в отличие от других компаний, итальянцы остались верны системе центральной смазки.

За дело!

О таких грузовиках, как «Стрэйлис», говорят: «Сел и поехал». Широкий перечень регулировок. Продуманность и качество исполнения интерьера. В управлении трак предельно прост, а совладать с 16-ступенчатой коробкой «СервоШифт», которая отличается небольшими усилиями при смене передач и небольшими ходами рычага КПП, не сложнее, чем с коробкой современной легковушки. Не случайно такая же КПП устанавливается на грузовики «ДАФ» и «МАН». Если и промахнешься с передачей после наката, положение исправит оборотистый и приемистый «движок».

Водители современных грузовиков пользуются педалью тормоза только в экстренных случаях. В стандартных ситуациях есть оружие и поэффективнее. Наш «Стрэйлис» был оборудован трансмиссионным ретардером. Процесс торможения или подтормаживания на таком траке сводится к переводу подрулевого переключателя в одно из нескольких положений. Выгода двойная: выше требования безопасности, большая ходимость накладок.

Однако идеальных автомобилей, как известно, не бывает. Есть свои минусы и у «Стрэйлиса». В первую очередь отметим неинформативный руль. Такое впечатление, что в рулевом механизме «Стрэйлиса» не убрали люфт. А в движении дает о себе знать кубическая форма кабины — на скорости хорошо уловимы аэродинамичные шумы.

Но в целом на вид неказистый «Стрэйлис» оставляет после себя приятное впечатление. Трак с полным на то основанием может претендовать на звание идеального грузовика. Итальянцы устранили недостатки «ЕвроСтар/ЕвроТех» и в то же время воплотили основные пожелания дальнобойщиков. Специалисты в один голос называют «Стрэйлис» главным претендентом на победу в конкурсе «Truck of the Year 2003».

Кстати

На всех «Стрэйлисах» красовалась табличка «IVECO Lapland Test 2002». Пару месяцев назад караван автомобилей итальянского концерна, в котором были не только «Стрэйлисы», но и фургоны «Дэйли», и среднетоннажники «ЕвроКарго», вернулся с испытаний в суровых условиях Финляндии. Во время тестов столбик термометра днем не поднимался выше отметки минус 25 градусов по Цельсию, а ночью температура опускалась до минус 38-40 градусов. По информации итальянцев, «Стрэйлис» с честью выдержал испытание холодом. По секрету один из участников этого проекта рассказал, что «IVECO Lapland Test 2002» задумывался не только для адаптации «Стрэйлиса» к морозам Скандинавии, но также и для подготовки к ближайшему Арктик-тесту, который стартует в декабре нынешнего года. Итальянцы возлагают большие надежды на «Стрэйлиса».

Путешествие «Стрэйлисов» в Минск не обошлось без приключений. Специально для тест-драйвов автопоезда загрузили балластом, в качестве которого выступали мешки с песком. Надо было видеть лица белорусских таможенников, когда они взглянули в CMR-накладную: мол, совсем эти «новые русские» сдурели, уже песок из Италии возят. Здесь что-то нечисто! Чтобы доказать обратное, пришлось разгружать все полуприцепы и проверять каждый мешок на предмет наличия наркотиков и взрывчатки.