Странники

Странники

«Лаптежник» КрАЗ-255Б

kraz-214bВ России тяжелый грузовик-вездеход КрАЗ-255Б называют «Лаптежник». Среди советских тяжелых внедорожников этот автомобиль занимает ведущее место. Он является не только символом Кременчугского автозавода, но и символом советской эпохи, одним из массовых грузовых автомобилей СССР последние 25 лет прошлого века. Несмотря на то, что «Лаптежник» широко использовался в различных отраслях народного хозяйства, но он разрабатывался, в основном, для нужд вооруженных сил страны.

На шасси КрАЗа не устанавливались системы вооружения и  боевые комплексы, но его использовали армейские вооруженные службы.  Каждая из моделей инженерных спецмашин, созданных на базе КрАЗ-255Б, уникальна, и ее нужно детально описывать. Многие модели успешно эксплуатируются и сегодня.  Необходимо отметить понтонно-мостовой парк ПМП и его модифицированный вариант ПМП-М. Данная инженерная система считалась лучшей в 80-е годы прошлого  века.

Также на базе КрАЗ-255 разработано немало спецтехники для подразделений аэродромного обеспечения. К ним относятся различные модификации топливозаправщиков, пожарные краны, буксировщики, уникальные аэродромные установки контроля гидросистем  тяжелых транспортных самолетов.

На шасси «Лаптежника» устанавливались  радиолокационные дальномеры, хорошо известные в войсках противовоздушной обороны. Также КрАЗы использовались  как транспортно-заряжающие машины ракетных комплексов. Седельные тягачи КрАЗ-225В в РВСН использовались для буксирования полуприцепов с ракетными комплексами. Боевые комплексы создавались на базе КрАЗ-255 в вооруженных силах союзников СССР.

Например, в Анголе на шасси  КрАЗ-255Б  создавались суррогатные бронетранспортеры, на Кубе его адаптировали под самоходную артиллерийскую установку с бронированной кабиной. В Северной Корее увеличили раму грузовика, и на ней установили пусковой комплекс ЗРК С-125 «Печора».

«Лаптежник» в тропиках и пустынях

Следует отметить зарубежную карьеру «Лаптежника».  Этот грузовик пользовался спросом у иностранных заказчиков, поэтому он имел большую цветовую гамму, в отличие от многих советских грузовиков. Вначале все модели кременчугских грузовиков окрашивали в защитный  цвет. Но, после того, как «Лаптежник»  продвинули на рынки Азии и Африки,  его в экспортном исполнении по требованию заказчика  начали окрашивать в песочный цвет.

КРАЗ-255Б в экспортном исполнении

КрАЗ экспортировали в 50 стран мира. Грузовик отличается долговечностью, кроме других преимуществ. Эти грузовики можно и сегодня встретить не только в России, но и в других странах, в которые экспортировали много лет назад.  Данные грузовики особенно пользовались спросом в Германии и Польше, но после перехода на стандарты НАТО, начали выводить советскую технику из бывших социалистических стран. В Польше на базе КрАЗов были созданы эвакуаторы для авто-техники, в Германии  появились фан-траки, которые участвуют в разных автошоу, перевозят туристов в горной местности.