Странники

Странники

Тягачи Freightliner Century

Американские тягачи на дорогах России — уже не редкость. В основном подержанные безкапотные «Интернешнл» серии 9000 — за морем нынче предпочитают «носатые» модели. Например, «Фрейтлайнер-Сенчури Класс FLC 120» — не такой дорогой, как «Кенворт», но более популярный, чем «Интернешнл».
Тягачи Freightliner Century

В России подержанными «американцами» торгуют в основном в Москве, Питере и в Приморье. Лидирует Питер — именно туда приходит из Америки паром, набитый техникой, оборудованием и товарами. А сколько стоит доставка в Россию? Перегон по США — доллар за милю, паром — 3-4,5 тысячи, таможня возьмет свое — 38% от стоимости. Но машину еще надо отмыть, почистить, проверить узлы и агрегаты, то есть сделать предпродажную подготовку. С запчастями особых проблем нет, у хорошей фирмы всегда есть новые и б/у. Цены ниже, чем среднего «европейца», но несколько выше, чем на МАЗ-КамАЗ.

Хотя Freightliner еще в 1980 году стал американским филиалом «Даймлер-Бенц» (ныне «Даймлер-Крайслер»), но только с прошлого, 2003 года машина получила дизель с «мерседесовской» звездой, правда, бразильской сборки. До той поры обходились американскими «Катерпиллер», «Камминс» и «Детройт дизель».

При покупке тягача клиент выбирает не только марку и модель дизеля, но, в соответствии с условиями будущей работы, заказывает трансмиссию, выбирая среди известнейших марок.

Сцепления, в зависимости от передаваемого момента, различаются диаметром и площадью поверхностей трения металлокерамических накладок. Момент поменьше — пара «треугольных» ведомых дисков. Если двигатель более мощный или машину ждет тяжелая работа — диски делают «крестом». «Корзины» могут быть с периферийными пружинами или с диафрагменной, но всегда оттяжного типа. При выключении сцепления выжимной подшипник (наверное, правильнее его называть оттяжным) касается фрикционной шайбы на первичном валу, она упирается в кольцевую шайбу на картере КП и этим синхронизирует скорости вращения валов при переключении. По такой схеме построены все коробки передач тяжелых американских грузовиков, но делитель или планетарный демультипликатор — как обычно, с синхронизаторами. Передач, как правило, девять-десять, 16-ступенчатые — большая редкость.

В электронно-управляемых коробках, в отличие от европейских, не все передачи включаются автоматически — лишь те, которыми пользуются чаще. На 10-ступенчатой коробке электроника манипулирует только тремя высшими. Ступицы — не единственная здесь деталь из крылатого металла. Топливные баки, колесные диски, перфорированные накладки ступенек, а ведь еще есть кабина, в которой только каркас стальной, остальное — алюминий и пластик. Рама из такой твердой стали, что просверлить в ней пару дополнительных отверстий под какой-нибудь кронштейн не так-то просто — сверла садятся. Балансирная рессорная подвеска в Америке — удел самосвалов, у тягачей нагрузку несет пневматика, а направляющий элемент — реактивные штанги с сайлент-блоками. Рессоры остались только впереди, параболические, малолистовые, с сайлент-блоками в шарнирах.

В результате огромный Freightliner весит как КамАЗ и почти на две тонны легче «капотника» КрАЗ-258Б тоже с «облегченной» деревянной кабиной. Благодаря этому и совершенной для тягача аэродинамике расход топлива всего 36-38 л/100 км, а груза везет на зависть больше. Деньги — это не только время, но и килограммы, и литры.

Эти огромные кабины ставят не на все «Фрейтлайнеры Сенчури Класс», есть варианты поскромнее. Только в России они не в чести — не для того покупают «американца», чтобы ютиться. У нас предпочитают длинные с тремя вариантами крыши: чуть приподнятой, средней и самой высокой, где до потолка рукой не достать.
Пол кабины расположен очень низко, почти на лонжеронах рамы. Удобные поручни, высокий дверной проем — ковбои не привыкли снимать шляпы. Поворотного механизма сидений, так любимого американцами, нет, потому что есть… катапульта для водителя.

Казалось бы, грузовики с такими удобными кабинами должны выпускать в огромной и неблагоустроенной России, а не в Америке с ее отлаженным придорожным сервисом. Но, увы, не то что жилой модуль — «печка — автономка» не у всех есть. Язык не повернется упрекнуть продавцов подержанных «американцев» в торговле импортным металлоломом. Для нашего дальнобоя такой автомобиль — мечта. И где бы ни встретился Freightliner — на выставке или просто на дороге, он всегда вызывает к себе интерес.